От расцвета до заката
Когда появится музей в Красном Селе?
Ольга МОТАСОВА
Красное Село – юго-западный пригород Петербурга – в 2014
году отметит свое 300-летие. Хранителями его исторического
наследия были
и остаются небольшие местные музеи. До середины 90-х годов
прошлого века это были музеи двух предприятий – «Мостоотряда-19»
и Красногородской экспериментальной бумажной фабрики (Красногородки).
Сейчас традицию поддерживают в 380-й школе и Музее пионеров
авиации имени Можайского. О старейшем музее Красного Села,
что был на бумажной фабрике, и пойдет речь дальше.
красносельская писчебумажная фабрика К. П. Печаткина в 1855
г.Появился он еще до революции, а его судьба – отражение судьбы
знаменитой Красногородки, основанной еще в петровское время.
Говоря современным языком, она сразу же стала градообразующим
предприятием: вокруг нее возникло, росло и развивалось Красное
Село. Фабрика знала разные времена – расцвета, полного разрушения,
восстановления, окончательного запустения. Называлась в разное
время она тоже по-разному – Красносельская, Красногородская...
Неудивительно, что на производстве со столь богатой историей
был создан музей. О его жизни рассказала Зоя Алексеевна Вечер,
которая была хранительницей фабричного музея с 1968 по 1985
год.
Первоначальный музей прекратил существование, когда фабрика
пострадала во время Гражданской войны. Его вторая жизнь началась
лишь в 1966 году, когда к 250-летию предприятия благодаря
стараниям директора фабрики Евгения Яковлевича Печко музей
открыли снова. Вскоре после этого и начала в нем работать
Зоя Алексеевна.
Рассказывая о своем детище, она не скрывает гордости: «О
нашем музее знали все в целлюлозно-бумажной промышленности.
Было время, когда его хотели сделать всесоюзным, общим для
всех предприятий. Ко мне поступали материалы от дирекций разных
бумажных фабрик и комбинатов. Но потом планы руководства изменились,
и всесоюзным музей не стал. Но так и остался лучшим в отрасли.
Делегации откуда только ни приезжали – и наши «бумажники»,
и зарубежные. Фабрика была экспериментальной базой, все к
нам за опытом ехали. Да и сам музей выглядел очень достойно.
До сих пор многие о нем по-доброму вспоминают».
Состоял он из трех больших светлых залов с витринами и вертушками
для экспонатов. Эффектно смотрелись витражи, панорама Красносельской
бумажной мельницы XIX века, огромные карты о распространении
бумаги по земному шару и местах, в которые поставлялась продукция
Красногородки. Привлекал внимание стеклянный потолок, на который
были нанесены образцы водяных знаков отечественных бумажных
предприятий. Была и диорама «Лес», рассматривать которую особенно
любили младшие школьники. «Представьте: лесная опушка, деревья,
как живые... И вот свет то ярче загорается, то медленно гаснет.
День сменяется ночью. Ребят эта картина завораживала», – улыбается
Зоя Алексеевна.
Экспонатов было много – от исторических документов до ценных
подарков посетителей. В музее были выставлены: образец первой
бумаги, отлитой на Красносельской мельнице, с собственноручной
записью Петра I, альбом с фотографиями фабричного поселка
и фабрики, выпущенный одними из ее владельцев – Товариществом
Печаткиных, «Правила для рабочих Красносельской фабрики».
Альбомы хозяева дарили лучшим рабочим, а «Правила» предназначались
всем, дабы о хозяйской руке не забывали.
Библиотека-читальня и музей на Красносельской писчебумажной
фабрике.В отдельном помещении хранилась роскошно изданная
книга о визите на бумажную фабрику Александра III. Как вспоминает
Зоя Алексеевна, ее показывали не всем посетителям, а только
особенно важным гостям. Да и не принято было в советское время
хвастать вниманием со стороны царских особ.
Одними из главных экспонатов считались образцы видов бумаги
(более трехсот), сделанной на Красногородке. Была там и телеграфная
лента, потребность в выпуске которой сыграла определенную
роль, когда в 1923 году решалась судьба разрушенного предприятия.
В то время стоял вопрос о его закрытии, однако государству
требовалась бумага, в том числе и телеграфная. На фабрике
умели ее выпускать, технологию производства телеграфной ленты
наладили еще в 1861 году.
Возрождение фабрики в советский период проходило под контролем
личного секретаря Ленина и управделами Совнаркома Николая
Петровича Горбунова. Она была ему, можно сказать, родным домом:
отец Николая Петровича был последним управляющим и многое
сделал для развития бумажного производства. Такая вот связь
поколений. И напомнила она о себе еще раз, когда Зоя Алексеевна
проводила одну из экскурсий. Отстав от группы экскурсантов,
неприметный, скромно одетый мужчина опустился на колени перед
портретом последнего управляющего Красносельской фабрики.
Оказалось – внук!
За время работы Зое Алексеевне довелось познакомиться с некоторыми
из старейших рабочих. Один из них, Никита Леонтьев, на вопросы
отвечал так: «О чем рассказывать – о плохом или хорошем?».
Порой начинал вспоминать о том, как эксплуататоры рабочих
притесняли, но чаще всего любил говорить: «Идешь, бывало,
по фабричному поселку, а кругом – чистота, цветы в палисадниках,
патефон играет... А зайдешь на фабрике в столовую – запах
такой, что и не хочешь есть, а все равно поешь...».
Зоя Алексеевна помнит многих сотрудников фабрики и не устает
повторять, что самым главным достоянием предприятия были люди,
которые там работали. С особой теплотой вспоминает она выпускников
ремесленных училищ, приехавших в 1948 году из других городов
восстанавливать Красногородку. Во время немецкой оккупации
предприятие было разрушено почти до основания, фабричная труба
лежала поперек бумажного цеха. «Многие ремесленники так и
остались работать на фабрике всю жизнь. В музее их имена и
фамилии были на отдельной Доске почета. Дети приходили, внуки,
я всегда рассказывала о том, как трудно приходилось их родным,
– говорит Зоя Алексеевна. – Смотришь, а в глазах гордость
начинает светиться...».
В 1996 году фабрика отметила 280-летие. Отпраздновать такую
важную дату приезжали наследники Печаткиных и Горбуновых.
А вскоре Красногородку постигла печальная участь. У нее появились
новые руководители, которые не смогли сохранить производство,
да и музей им был неинтересен. Многие ценные экспонаты оказались
безвозвратно утраченными, небольшую часть передали музею Университета
растительных полимеров (бывший Технологический институт целлюлозно-бумажной
промышленности).
Подобной ситуацией, конечно, никого не удивишь: сколько их,
закрывшихся предприятий, утраченных музеев? Что имеем – не
храним... Однако хочется верить, что в Красном Селе будет
открыт полноценный краеведческий музей. И тогда в нем, как
кусочки мозаики, сложатся в единую картину все грани истории
этого места. Может быть, грядущий
300-летний юбилей станет веским поводом для того, чтобы музей
появился?
Санкт-Петербургские Ведомости
Выпуск № 105 от 10.06.2011
|